Вычеркните каждую вторую букву и
тогда
сможете
прочитать
тему
нашего
урока.
Глагол.
Цель:
повторить и обобщить сведения
о глаголах; закрепить знания о
глаголах несовершенного и
несовершенного вида и
глаголах прошедшего,
настоящего, будущего времени.
Что такое глагол?
На какие вопросы отвечают глаголы?
Как изменяется глагол?
?
ГлаголыПравило.
обозначают
действие
предмета.
Глаголы несовершенного вида отвечают на
вопрос
что делать?
Глаголы совершенного вида отвечают на
вопрос что сделать? Глаголы могут стоять в
прошедшем,
настоящем
и
будущем
времени,
быть
в
условном
или
повелительном
наклонении.
Они
изменяются
по
лицам
и
числам,
а
в
прошедшем времени – по родам.
Глагол – самая огнепышущая,
самая
живая
часть
речи.
В
глаголе струится самая алая,
самая свежая кровь языка. И
назначение глагола – выражать
само действие.
(А.
Югов)
Упражнение 1
Прочитайте стихотворение А.Усачёва «Защитник». На какие вопросы
отвечают выдеденные глаголы? Определите их время
.
Каждый мальчик может стать солдатом,
По небу лететь, по морю плыть.
Охранять границу с автоматом,
Чтоб Отчизну защитить.
Но сначала на футбольном поле
Защитит ворота он собой.
И за друга во дворе и в школе
Примет он неравный трудный бой.
Не пустить чужих собак к котёнку
Потруднее, чем играть в войну.
Если ты не защитил сестрёнку,
Как ты защитишь свою страну?
Давайте проверим ответы:
Защитить – глагол совершенного вида
Защитит – глагол совершенного вида, будущего
времени
Защитил – глагол совершенного вида, прошедшего
времени
Упражнение 2
Спросите у одноклассника, будет ли он что-то
делать. Определите время глаголов.
Образец – Мы уже посмотрели новый фильм.
А ты будешь смотреть?
- Я посмотрю завтра.
Ребята
сделали
зарядку.
Хафиза
выполнила
упражнение
лентой.
Наши
спортсмены
пробежали
эстафету.
Соседи посадили цветы. Брат почистил
свою обувь щёткой.
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Что делает крот?
Ученики бегут в школу?
Гномы купаются?
Гномы умываются.
Крот копает.
Давайте
проверим.
Ученики идут в школу.
Упражнение 3
Придумайте диалог по образцу. Какого времени
глаголы вы использовали?
- Что ты делаешь?
- Я делаю упражнение со скакалкой.
- А я уже сделала!
Слова для справок: рисовать-нарисовать, готовить-приготовить,
объяснять-объяснить, учить-выучить.
Упражнение 4
Вместо точек вставьте глаголы нужного вида.
1.
Обычно
я
…
упражнения
долго,
сегодня
упражнения
были
лёгкие,
и
я
…
их
быстро.
(делать-сделать) 2. Каждый день я … Азизу на
стадионе, а вчера я не … её там. (встречать-
встретить) 3. Замира часто … мне домой, но
сегодня
утром
она
…
на
работу.
(звонить-
позвонить) 4.
Иногда я … летом в горах, а в
прошлом году я хорошо … на море. (отдыхать-
отдохнуть) 5. Каждый день Ойбек … на урок книги
и тетради, но сегодня он … только тетрадь.
(брать-взять) 6. Я … ручку в карман, но обычно я …
её в сумку. (класть-положить)