ТИПЫ И РОЛЬ ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКИХ И ТЕКСТОВЫХ ПОВТОРОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Yuklangan vaqt

2024-03-11

Yuklab olishlar soni

1

Sahifalar soni

33

Faytl hajmi

51,4 KB


 
 
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО  
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН 
 
 
 
Факультет зарубежной филологии 
 
КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА 
 
ТИПЫ И РОЛЬ ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКИХ И 
ТЕКСТОВЫХ ПОВТОРОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ 
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ 
 
 
 
 
Ташкент – 2021 
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Факультет зарубежной филологии КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ КУРСОВАЯ РАБОТА ТИПЫ И РОЛЬ ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКИХ И ТЕКСТОВЫХ ПОВТОРОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ташкент – 2021 1 
 
 
 
Оглавление 
Введение……………………………………………………………….3 
§1. Типы повторов в художественных произведениях…………..4 
§2.Повторы в произведениях русских поэтов ХХ века………….14 
Заключение……………………………………………………………30 
Список использованной литературы……………………………....31 
1 Оглавление Введение……………………………………………………………….3 §1. Типы повторов в художественных произведениях…………..4 §2.Повторы в произведениях русских поэтов ХХ века………….14 Заключение……………………………………………………………30 Список использованной литературы……………………………....31 2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3 4 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 
Предметом изучения многих направлений лингвистики сегодня 
выступает текст как структурно-смысловое целое. Анализ текста направлен на 
выявление базовых принципов, которые делают текст связанным. Среди 
основных категорий текста можно выделить информативность, когезию, 
членимость, ретроспекцию (отнесенность к предшествующей содержательно-
фактуальной информации) и проспекцию (отнесенность к последующей 
содержательно-фактуальной информации), завершенность. 
 
 
В понятие связанности текста (когезии) входят различные типы 
отношений компонентов текста, среди которых главным является повтор.
 
В тексте повтор может выступать как средство интенсификации 
авторского воздействия, передачи различной модальности действия, а также 
как средство композиционного и архитектонического членения текстового 
целого, оформления абзацев; как элемент построения языковых лейтмотивов. 
Через повторяющиеся слова устанавливается ассоциативная связь между 
разными предметами изображения, которые связаны и тематически. 
 
В данной работе исследуются способы организации и функции 
синтаксического 
повтора 
в 
русских 
художественных 
произведениях 
различных жанров. 
 
 
 
 
 
 
 
Актуальность данной работы связана с необходимостью дальнейшей 
разработки проблемы повторяемости в новом аспекте и в свете новых 
теоретических подходов. 
Актуальность данной работы типы и роль лексико-синтаксических и 
текстов их повторов в художественных произведениях. 
 
 
 
Цель работы – изучить характер структурной и функциональной 
реализации синтаксических повторов в художественном тексте.  
 
Задачи: 
4 ВВЕДЕНИЕ Предметом изучения многих направлений лингвистики сегодня выступает текст как структурно-смысловое целое. Анализ текста направлен на выявление базовых принципов, которые делают текст связанным. Среди основных категорий текста можно выделить информативность, когезию, членимость, ретроспекцию (отнесенность к предшествующей содержательно- фактуальной информации) и проспекцию (отнесенность к последующей содержательно-фактуальной информации), завершенность. В понятие связанности текста (когезии) входят различные типы отношений компонентов текста, среди которых главным является повтор. В тексте повтор может выступать как средство интенсификации авторского воздействия, передачи различной модальности действия, а также как средство композиционного и архитектонического членения текстового целого, оформления абзацев; как элемент построения языковых лейтмотивов. Через повторяющиеся слова устанавливается ассоциативная связь между разными предметами изображения, которые связаны и тематически. В данной работе исследуются способы организации и функции синтаксического повтора в русских художественных произведениях различных жанров. Актуальность данной работы связана с необходимостью дальнейшей разработки проблемы повторяемости в новом аспекте и в свете новых теоретических подходов. Актуальность данной работы типы и роль лексико-синтаксических и текстов их повторов в художественных произведениях. Цель работы – изучить характер структурной и функциональной реализации синтаксических повторов в художественном тексте. Задачи: 5 
 
-определение видов и роли лексико-синтаксических и их повторяющихся 
текстов в произведениях искусства. 
 
Объектом данной работы являются лексико-синтаксические типы и 
место их повторяющихся текстов в поэтических текстах Ахматовой и 
Цветаевой. 
 
Предметом повторение слов в художественном тексте и определение 
типов . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Методы исследования – описательный, сравнительный и аналитический 
методы. 
Данная работа состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения 
и список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5 -определение видов и роли лексико-синтаксических и их повторяющихся текстов в произведениях искусства. Объектом данной работы являются лексико-синтаксические типы и место их повторяющихся текстов в поэтических текстах Ахматовой и Цветаевой. Предметом повторение слов в художественном тексте и определение типов . Методы исследования – описательный, сравнительный и аналитический методы. Данная работа состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения и список использованной литературы. 6 
 
 
§ I Типы повторов в художественных произведениях 
      Одно из смысловых составляющих языковой поэтической парадигмы 
писателя является структурные средства актуализации – повторы, которые в 
концептуальной системе художественной картины мира,  источником  
экспрессии языка автора.1 Своеобразную  функцию повторов в речи дают 
возможность более внимательно следить за развитием мыли или системной 
аргументации. В последнее время повтор изучается не только как 
стилистическое средство,  но и как принцип выдвижение, выполняет функцию 
рекурренции  характерзуется как  стилистическое средство, обеспечивают 
структурную связанность целого текста  и устанавливает иерархию элементов. 
Повтор изучается также с позиции смысловой связност текста и риторическая 
фигура, имеющая образное значение отражающая индивидуальную авторскую 
манеру. 
Повтор как реализации эквивалентности, становится фактором 
структурирование 
художественного 
текста, 
образуют 
семантическую 
сопряженность слов, что и обеспечивает интеграции частей текста. 
Повтор, или реприза,  – один из распространённых приемов, который 
писатели используют в своих произведениях для разных целей. Как правило, 
в художественной прозе повтор употребляется для речевой характеристике 
персонажа либо для экспрессивности и эмоциональности текста произведения. 
Современной лингвистике существует  широкое и узкое понимание репризи, 
при широком понимании к повторам относят плеоназм – скрытый повтор( или 
смысловой).  Кроме этого существует несколько виды повторов, также 
повторы делится на контактные и дистантные. 
 
                                                           
1 Казаева Л. И. Виды и функции повторов в текстах поэтического и художественного жанра// Вестник 
Югорского гос. ун-та. – Ханти – Мансийск, 2006. – Вып. 5 
6 § I Типы повторов в художественных произведениях Одно из смысловых составляющих языковой поэтической парадигмы писателя является структурные средства актуализации – повторы, которые в концептуальной системе художественной картины мира, источником экспрессии языка автора.1 Своеобразную функцию повторов в речи дают возможность более внимательно следить за развитием мыли или системной аргументации. В последнее время повтор изучается не только как стилистическое средство, но и как принцип выдвижение, выполняет функцию рекурренции характерзуется как стилистическое средство, обеспечивают структурную связанность целого текста и устанавливает иерархию элементов. Повтор изучается также с позиции смысловой связност текста и риторическая фигура, имеющая образное значение отражающая индивидуальную авторскую манеру. Повтор как реализации эквивалентности, становится фактором структурирование художественного текста, образуют семантическую сопряженность слов, что и обеспечивает интеграции частей текста. Повтор, или реприза, – один из распространённых приемов, который писатели используют в своих произведениях для разных целей. Как правило, в художественной прозе повтор употребляется для речевой характеристике персонажа либо для экспрессивности и эмоциональности текста произведения. Современной лингвистике существует широкое и узкое понимание репризи, при широком понимании к повторам относят плеоназм – скрытый повтор( или смысловой). Кроме этого существует несколько виды повторов, также повторы делится на контактные и дистантные. 1 Казаева Л. И. Виды и функции повторов в текстах поэтического и художественного жанра// Вестник Югорского гос. ун-та. – Ханти – Мансийск, 2006. – Вып. 5 7 
 
Повтор — это широкое понятие, которое включает разнообразные 
повторы в тексте произведения.2 
 
 
 
 
 
 
Повтор — это стилистическая фигура, которая состоит в намеренном 
повторении одинаковых элементов текста. 
 
 
 
 
 
 
С помощью повтора звуков, элементов слова, отдельных слов, синтакси-
ческих конструкций достигается выразительность, эмоциональность художе-
ственного текста.3 
Виды повтора 
Этот стилистический прием осуществляется на разных уровнях текста и 
слова как единицы речи. В литературе различают несколько видов повтора: 
 фонетический (повтор одинаковых гласных и согласных); 
 морфемный (повтор морфем и частей слова); 
 лексический (повтор слова); 
 синтаксический (использование одинаковых или однотипных синтакси-
ческих конструкций). 
Наиболее часто используются повторы лексических средств языка: 
 анафора 
 эпифора 
 симплока 
 анадиплосис 
Все эти стилистические приемы объединяются одним термином —  
“лексический повтор”. 
Лексический повтор — это фигура речи, стилистический прием повто-
рения ключевого слова в одном предложении или в смежных предложениях. 
                                                           
2 Культура русской речи. Энциклопедический словарь – справочник/ Под ред. Л. Ю. Иванова, А.П. 
Сковородникова, Е. Н. Ширяева. – М., 2003. 
3 Москвин В. П. Стилистически оправданные повторы и их классификации// Языковая личность проблемы 
креативной семантики. – Волгоград, 2000. 
7 Повтор — это широкое понятие, которое включает разнообразные повторы в тексте произведения.2 Повтор — это стилистическая фигура, которая состоит в намеренном повторении одинаковых элементов текста. С помощью повтора звуков, элементов слова, отдельных слов, синтакси- ческих конструкций достигается выразительность, эмоциональность художе- ственного текста.3 Виды повтора Этот стилистический прием осуществляется на разных уровнях текста и слова как единицы речи. В литературе различают несколько видов повтора:  фонетический (повтор одинаковых гласных и согласных);  морфемный (повтор морфем и частей слова);  лексический (повтор слова);  синтаксический (использование одинаковых или однотипных синтакси- ческих конструкций). Наиболее часто используются повторы лексических средств языка:  анафора  эпифора  симплока  анадиплосис Все эти стилистические приемы объединяются одним термином — “лексический повтор”. Лексический повтор — это фигура речи, стилистический прием повто- рения ключевого слова в одном предложении или в смежных предложениях. 2 Культура русской речи. Энциклопедический словарь – справочник/ Под ред. Л. Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева. – М., 2003. 3 Москвин В. П. Стилистически оправданные повторы и их классификации// Языковая личность проблемы креативной семантики. – Волгоград, 2000. 8 
 
Узнаем, что такое лексический повтор в литературе. Приведем примеры. 
Узнаем, с какой целью авторы используют лексический повтор в своих 
произведениях. 
1. Анафора, это стилистическая фигура речи, оборот  поэтической речи  
состоящие в повторении начальных созвучий, частей слов, словосочетаний и   
синтаксических  конструкций или единоначалие, состоит в повторе начальных 
частей слова, морфем, отдельных слов и групп слов, используется 
художниками слова с целью усиления эмоционально торжественного, 
возвышенного тона, смыслового и логического выделения наиболее важных 
мыслей, объединения в одно целое различных построению  и синтаксическому 
уровню конструкции. Вот как использует анафору поэт А. Фет в стихотворе-
нии “Первый ландыш”: 
О первый ландыш! Из-под снега 
Ты просишь солнечных лучей, 
Какая незабвенная нега 
В душистой чистоте твоей! 
Как первый луч весенний ярок! 
Какие в нем нисходят сны! 
Как ты пленителен подарок 
Воспламеняющей весны. 
Анафора может быть лексической, то есть выражается в повторе одного 
и того же слова в начале строки: 
Здесь лапы у елей дрожат на весу, 
Здесь птицы щебечут тревожно — 
Живешь в заколдованном диком лесу, 
Откуда уйти невозможно. 
В. С. Высоцкий 
8 Узнаем, что такое лексический повтор в литературе. Приведем примеры. Узнаем, с какой целью авторы используют лексический повтор в своих произведениях. 1. Анафора, это стилистическая фигура речи, оборот поэтической речи состоящие в повторении начальных созвучий, частей слов, словосочетаний и синтаксических конструкций или единоначалие, состоит в повторе начальных частей слова, морфем, отдельных слов и групп слов, используется художниками слова с целью усиления эмоционально торжественного, возвышенного тона, смыслового и логического выделения наиболее важных мыслей, объединения в одно целое различных построению и синтаксическому уровню конструкции. Вот как использует анафору поэт А. Фет в стихотворе- нии “Первый ландыш”: О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей, Какая незабвенная нега В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен подарок Воспламеняющей весны. Анафора может быть лексической, то есть выражается в повторе одного и того же слова в начале строки: Здесь лапы у елей дрожат на весу, Здесь птицы щебечут тревожно — Живешь в заколдованном диком лесу, Откуда уйти невозможно. В. С. Высоцкий 9 
 
Анафора может быть звуковой, когда в начале строк повторяются только 
одинаковые звуки или звуковые сочетания. Приведем классический пример 
звуковой анафоры: 
Грозой снесенные мосты, 
Гроба с размытого кладбища. 
(А.С. Пушкин) 
Морфемная анафора предполагает повторение частей слов или одних и 
тех же морфем, как в стихотворении «Узник» М.Ю.Лермонтова: 
Черноглазую девицу, 
Черногривого коня!.. 
В поэтической и прозаической речи часто употребляется лексическая 
анафора, которая состоит в повторении одинаковых слов в начале строки, 
строфы или каждой части предложения в прозе. Она придает остроту и 
выразительность, подчеркивая известные моменты, как лейтмотив в 
музыкальном произведении, например в этой строфе С. Есенина: 
Край ты мой заброшенный, 
Край ты мой, пустырь, 
Сенокос некошеный, 
Лес да монастырь. 
Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света. 
(Л.Толстой) 
Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя. 
(Ф.Достоевский) 
9 Анафора может быть звуковой, когда в начале строк повторяются только одинаковые звуки или звуковые сочетания. Приведем классический пример звуковой анафоры: Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища. (А.С. Пушкин) Морфемная анафора предполагает повторение частей слов или одних и тех же морфем, как в стихотворении «Узник» М.Ю.Лермонтова: Черноглазую девицу, Черногривого коня!.. В поэтической и прозаической речи часто употребляется лексическая анафора, которая состоит в повторении одинаковых слов в начале строки, строфы или каждой части предложения в прозе. Она придает остроту и выразительность, подчеркивая известные моменты, как лейтмотив в музыкальном произведении, например в этой строфе С. Есенина: Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света. (Л.Толстой) Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя. (Ф.Достоевский) 10 
 
Будешь счастлив, Калистратушка! 
Будешь жить ты припеваючи! 
(Н.А. Некрасов. Калистрат) 
Синтаксическая анафора состоит в повторении одинаковых или 
однотипных синтаксических конструкций, что создает особый эффект 
выразительности художественной речи. 
Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются 
терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. (Л. Леонов) 
Быть может, вся Природа — мозаика цветов? 
Быть может, вся Природа — различность голосов? 
Быть может, вся Природа — лишь числа и черты? 
Быть может, вся Природа — желанье красоты? 
(К. Бальмонт) 
Как мы шли в ночную сырость, 
Как бежали мы сквозь тьму — 
Мы не скажем командиру, 
Не расскажем никому. 
(М.А. Светлов. В разведке) 
 
Ко мне приплывала зеленая рыба, 
Ко мне прилетала белая чайка, 
10 Будешь счастлив, Калистратушка! Будешь жить ты припеваючи! (Н.А. Некрасов. Калистрат) Синтаксическая анафора состоит в повторении одинаковых или однотипных синтаксических конструкций, что создает особый эффект выразительности художественной речи. Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. (Л. Леонов) Быть может, вся Природа — мозаика цветов? Быть может, вся Природа — различность голосов? Быть может, вся Природа — лишь числа и черты? Быть может, вся Природа — желанье красоты? (К. Бальмонт) Как мы шли в ночную сырость, Как бежали мы сквозь тьму — Мы не скажем командиру, Не расскажем никому. (М.А. Светлов. В разведке) Ко мне приплывала зеленая рыба, Ко мне прилетала белая чайка, 11 
 
А я была дерзкой, злой и весёлой 
И вовсе не знала, что это — счастье. 
(А.Ахматова. У самого моря) 
Приведем пример строфической анафоры: 
Мама, 
У тебя такие старые волосы… 
Мама, 
У тебя совсем молодые глаза. 
А в комоде лежит отрезанная молодость — 
Длинная и черная коса. 
2. Эпифора,(от др.-греч. ἐπιφορά — добавка) — стилистический приём, 
заключающийся в повторении одних и тех же звуковых сочетаний в словах 
или слов в синтагмах в конце смежных или близко расположенных друг к 
другу ритмических рядов: стихов, строф возникает там, где автор повторяет 
конечные слова или выражения на границе смежных строк, предложений 
Я мечтою ловил уходящие тени, 
Уходящие тени погасавшего дня, 
Я на башню всходил, и дрожали ступени, 
И дрожали ступени под ногой у меня. 
К. Бальмонт 
3. Сочетанием анафоры и эпифоры является симплока.  
Симплока — это сложный стилистический прием, который выражается 
в одновременном использовании анафоры и эпифоры в пределах одного и того 
11 А я была дерзкой, злой и весёлой И вовсе не знала, что это — счастье. (А.Ахматова. У самого моря) Приведем пример строфической анафоры: Мама, У тебя такие старые волосы… Мама, У тебя совсем молодые глаза. А в комоде лежит отрезанная молодость — Длинная и черная коса. 2. Эпифора,(от др.-греч. ἐπιφορά — добавка) — стилистический приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуковых сочетаний в словах или слов в синтагмах в конце смежных или близко расположенных друг к другу ритмических рядов: стихов, строф возникает там, где автор повторяет конечные слова или выражения на границе смежных строк, предложений Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. К. Бальмонт 3. Сочетанием анафоры и эпифоры является симплока. Симплока — это сложный стилистический прием, который выражается в одновременном использовании анафоры и эпифоры в пределах одного и того 12 
 
же отрезка текста. При симплоке повторяются начальные и конечные слова в 
соседних фразах или смежных стихотворных строках: 
В мире горы есть и долины есть, 
В мире хоры есть и низины есть, 
В мире море есть и лавины есть, 
В мире боги есть и богини есть. 
М. Цветаева 
4. Анадиплосис (греч. ”удвоение”) — это стилистическая фигура, 
заключающаяся в повторе заключительной части стихотворного текста в нача-
ле следующего. Анадиплосис образует смысловую цепочку, связанных и 
последовательно развертывающих друг друга частей текста. Такой прием поз-
воляет показать внешнее течение событий, их замедленность и причинно-
следственную обусловленность. 
Придет оно, большое, как глоток, — 
Глоток воды во время зноя летнего. 
Р. Рождественский 
Разные виды повтора широко используются художниками слова для 
придания тексту экспрессивной выразительности. 
Лексический повтор как средство выразительности 
Повтор слов в художественном тексте употребляется с разной целью:4 
1. для обозначения большого количества предметов 
За тем лесом поля, поля, поля. 
2. для усиления признака, степени качества или действия 
Туда ведет длинная, длинная дорога… 
                                                           
4 Павшук А. В. Виды и функции повторов в прозе русских поэтов. – М., 2004. – вып. 6. 
12 же отрезка текста. При симплоке повторяются начальные и конечные слова в соседних фразах или смежных стихотворных строках: В мире горы есть и долины есть, В мире хоры есть и низины есть, В мире море есть и лавины есть, В мире боги есть и богини есть. М. Цветаева 4. Анадиплосис (греч. ”удвоение”) — это стилистическая фигура, заключающаяся в повторе заключительной части стихотворного текста в нача- ле следующего. Анадиплосис образует смысловую цепочку, связанных и последовательно развертывающих друг друга частей текста. Такой прием поз- воляет показать внешнее течение событий, их замедленность и причинно- следственную обусловленность. Придет оно, большое, как глоток, — Глоток воды во время зноя летнего. Р. Рождественский Разные виды повтора широко используются художниками слова для придания тексту экспрессивной выразительности. Лексический повтор как средство выразительности Повтор слов в художественном тексте употребляется с разной целью:4 1. для обозначения большого количества предметов За тем лесом поля, поля, поля. 2. для усиления признака, степени качества или действия Туда ведет длинная, длинная дорога… 4 Павшук А. В. Виды и функции повторов в прозе русских поэтов. – М., 2004. – вып. 6. 13 
 
3. для указания на длительность действия 
В тот год осенняя погода 
Стояла долго на дворе, 
Зимы ждала, ждала природа, 
Снег выпал только в январе 
А. С. Пушкин 
Автор прибегают к лексическому повтору, если хочет выделить важное 
с его точки зрения слово для более точного выражения мысли или для прида-
ния ей большей выразительности и экспрессивной окраски. 
Сельский букет стоял на круглом столе. Лет десять назад 
такой букет не поставили бы на стол (Ю. Тынянов). 
Благодаря повторению слова фиксируется внимание читателя именно 
на нём. Этот прием способствует усилению его смысловой и эмоциональной 
роли в тексте. 
С помощью лексического повтора повествование становится эмоцио-
нально напряженным. 
На батарее 
Нету снарядов уже. 
Надо быстрее 
На вираже! 
Парус! Порвали парус! 
Каюсь! Каюсь! Каюсь! 
В. С. Высоцкий 
Поэт подчеркивает значимое для смысла строки слово, заставляет чита-
теля заострить внимание на его смысловом наполнении, создает ритм, особую 
пульсацию строки. 
13 3. для указания на длительность действия В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа, Снег выпал только в январе А. С. Пушкин Автор прибегают к лексическому повтору, если хочет выделить важное с его точки зрения слово для более точного выражения мысли или для прида- ния ей большей выразительности и экспрессивной окраски. Сельский букет стоял на круглом столе. Лет десять назад такой букет не поставили бы на стол (Ю. Тынянов). Благодаря повторению слова фиксируется внимание читателя именно на нём. Этот прием способствует усилению его смысловой и эмоциональной роли в тексте. С помощью лексического повтора повествование становится эмоцио- нально напряженным. На батарее Нету снарядов уже. Надо быстрее На вираже! Парус! Порвали парус! Каюсь! Каюсь! Каюсь! В. С. Высоцкий Поэт подчеркивает значимое для смысла строки слово, заставляет чита- теля заострить внимание на его смысловом наполнении, создает ритм, особую пульсацию строки. 14 
 
Итак, в тексте лексический повтор выступает как средство 
 создания выразительности речи; 
 актуальности важного  с точки зрения автора смысла, который  
выражается подтекстно; 
 
цепной межфразовой связи  
 
Есть урок, который идет не  сорок пять минут, всю жизнь. 
Этот урок проходит и в классе, и в поле, и дома, и в лесу. Я назвал 
этот урок седьмым потому, что в школе обычно бывает не больше 
шести уроков. Не удивляйтесь, если я скажу, что учителем на этом уроке 
может быть и береза возле ваше дома, и бабушка. и вы сами (В. Песков) 
Таким образом, повтор – это языковое явление, построенное на принципе 
повторяемости языковых элементов, текста. Соответствующих разным 
уровням языка и способствующих композиционно-смысловой организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
§ II Повторы в произведениях русских поэтов ХХ века 
Принцип повтора является одним из ведущих в творчестве А. Ахматовы 
и М. Цветаевой, определяющим их индивидуальный стиль. 5 В их стихах 
разнообразно представлен прежде всего повтор – стилистическая фигура, в 
                                                           
5 Повторная номинация в поэзии А. А. Ахматовой ( на материале сборника « Anno Domini» Филологический 
науки. – 2006. – Вып. 2. – С 131-137. 
14 Итак, в тексте лексический повтор выступает как средство  создания выразительности речи;  актуальности важного с точки зрения автора смысла, который выражается подтекстно;  цепной межфразовой связи  Есть урок, который идет не сорок пять минут, всю жизнь. Этот урок проходит и в классе, и в поле, и дома, и в лесу. Я назвал этот урок седьмым потому, что в школе обычно бывает не больше шести уроков. Не удивляйтесь, если я скажу, что учителем на этом уроке может быть и береза возле ваше дома, и бабушка. и вы сами (В. Песков) Таким образом, повтор – это языковое явление, построенное на принципе повторяемости языковых элементов, текста. Соответствующих разным уровням языка и способствующих композиционно-смысловой организации. § II Повторы в произведениях русских поэтов ХХ века Принцип повтора является одним из ведущих в творчестве А. Ахматовы и М. Цветаевой, определяющим их индивидуальный стиль. 5 В их стихах разнообразно представлен прежде всего повтор – стилистическая фигура, в 5 Повторная номинация в поэзии А. А. Ахматовой ( на материале сборника « Anno Domini» Филологический науки. – 2006. – Вып. 2. – С 131-137. 15 
 
которой наиболее ярко проявляется содержательная сущность повторов в 
результате их употребления.  
Цветаева широко использует повторов характеризовать понятий явления 
состояния. Наиболее ярко выражается следующим стихотворениям: 
И марш вперед уже, 
Трубят в поход. 
О как встает она, 
О как встает… 
И марш вперед уже, 
Трубят в поход. 
О как встает она, 
О как встает… (Посмертный марш) 
Грянет выстрел. На вереск 
Упаду — хоть бы звук. 
Поглядит он на Север, 
Поглядит он на Юг, 
На Восток и на Запад, 
— Не зевай на часах! — 
Красный бант в волосах, 
Красный бант в волосах! ( «Красный бант в волосах») 
Всем. Огня и дома  
15 которой наиболее ярко проявляется содержательная сущность повторов в результате их употребления. Цветаева широко использует повторов характеризовать понятий явления состояния. Наиболее ярко выражается следующим стихотворениям: И марш вперед уже, Трубят в поход. О как встает она, О как встает… И марш вперед уже, Трубят в поход. О как встает она, О как встает… (Посмертный марш) Грянет выстрел. На вереск Упаду — хоть бы звук. Поглядит он на Север, Поглядит он на Юг, На Восток и на Запад, — Не зевай на часах! — Красный бант в волосах, Красный бант в волосах! ( «Красный бант в волосах») Всем. Огня и дома 16 
 
Всем. Игры, науки – 
Всем. Труда – любому – 
Лишь бы были руки. («Полон и просторен») 
Брали – скоро и брали – щедро; 
Взяли горы и взяли недра. 
Взяли уголь и взяли сталь. 
И свинец у нас, и хрусталь. 
Взяли сахар и взяли клевер. 
Взяли Запад и взяли Север, 
Взяли улей и взяли стог, 
Взяли Юг у нас и Восток. 
Бары – взяли и Татры – взяли. 
Взяли близи и взяли дали, 
Но – больнее, чем рай земной! – 
Битву взяли – за край родной. 
Взяли пули и взяли ружья, 
Взяли руды и взяли дружбы… 
Но покамест во рту слюна – 
Вся страна вооружена! ( «Взяли»)6 
                                                           
6 https://rustih.ru (дата обращения 10. 04. 2021). 
16 Всем. Игры, науки – Всем. Труда – любому – Лишь бы были руки. («Полон и просторен») Брали – скоро и брали – щедро; Взяли горы и взяли недра. Взяли уголь и взяли сталь. И свинец у нас, и хрусталь. Взяли сахар и взяли клевер. Взяли Запад и взяли Север, Взяли улей и взяли стог, Взяли Юг у нас и Восток. Бары – взяли и Татры – взяли. Взяли близи и взяли дали, Но – больнее, чем рай земной! – Битву взяли – за край родной. Взяли пули и взяли ружья, Взяли руды и взяли дружбы… Но покамест во рту слюна – Вся страна вооружена! ( «Взяли»)6 6 https://rustih.ru (дата обращения 10. 04. 2021). 17 
 
О, дева всех румянее 
Среди зеленых гор – 
Германия! 
Германия! 
Германия! 
Позор! 
О мания! О мумия 
Величия! 
Сгоришь, 
Германия! 
Безумие, 
Безумие 
Творишь! 
В хрустальное подземие 
Уйдя – готовь удар: 
Богемия! 
Богемия! 
Богемия! 
Наздар!(«Германии») 
                                                           
 
17 О, дева всех румянее Среди зеленых гор – Германия! Германия! Германия! Позор! О мания! О мумия Величия! Сгоришь, Германия! Безумие, Безумие Творишь! В хрустальное подземие Уйдя – готовь удар: Богемия! Богемия! Богемия! Наздар!(«Германии») 18 
 
– Ты расскажи нам про весну! – 
Старухе внуки говорят. 
Но, головою покачав, 
Старуха отвечала так: 
–  Грешна весна, 
Страшна весна. 
– Так расскажи нам про Любовь! 
Ей внук поет, что краше всех. 
Но, очи устремив в огонь, 
Старуха отвечала: – Ох! 
Грешна Любовь, 
Страшна Любовь! 
И долго-долго на заре 
Невинность пела во дворе: 
– Грешна любовь, 
Страшна любовь… («Ты расскажи мне про весну»)7 
Смерть – это нет, 
Смерть – это нет, 
Смерть – это нет. 
                                                           
7 https://rustih.ru (дата обращения 10. 04. 2021). 
18 – Ты расскажи нам про весну! – Старухе внуки говорят. Но, головою покачав, Старуха отвечала так: – Грешна весна, Страшна весна. – Так расскажи нам про Любовь! Ей внук поет, что краше всех. Но, очи устремив в огонь, Старуха отвечала: – Ох! Грешна Любовь, Страшна Любовь! И долго-долго на заре Невинность пела во дворе: – Грешна любовь, Страшна любовь… («Ты расскажи мне про весну»)7 Смерть – это нет, Смерть – это нет, Смерть – это нет. 7 https://rustih.ru (дата обращения 10. 04. 2021). 19 
 
Нет – матерям, 
Нет – пекарям. 
(Выпек – не съешь!) 
Смерть – это так: 
Недостроенный дом, 
Недовзращенный сын, 
Недовязанный сноп, 
Недодышанный вздох, 
Недокрикнутый крик. 
Я – это да, 
Да – навсегда, 
Да – вопреки, 
Да – через всё! 
Даже тебе 
Да кричу, Нет! 
Стало быть – нет, 
Стало быть – вздор, 
Календарная ложь! (« Смерть  – это нет») 
Две руки – ласкать-разглаживать 
Нежные головки пышные. 
19 Нет – матерям, Нет – пекарям. (Выпек – не съешь!) Смерть – это так: Недостроенный дом, Недовзращенный сын, Недовязанный сноп, Недодышанный вздох, Недокрикнутый крик. Я – это да, Да – навсегда, Да – вопреки, Да – через всё! Даже тебе Да кричу, Нет! Стало быть – нет, Стало быть – вздор, Календарная ложь! (« Смерть – это нет») Две руки – ласкать-разглаживать Нежные головки пышные. 20 
 
Две руки – и вот одна из них 
За ночь оказалась лишняя. («Две руки, легко опущенное») 
С Новым Годом, Лебединый стан! 
Славные обломки! 
С Новым Годом – по чужим местам – 
Воины с котомкой! («С новым годом, лебединый стань») 
Дитя мое… Мое? Ее – 
Дитя! То самое былье, 
Которым порастает быль. 
Землицу, стершуюся в пыль, 
Ужель ребенку в колыбель 
Нести в трясущихся горстях: 
«Русь – этот прах, чти – этот прах!» 
От неиспытанных утрат – 
Иди – куда глаза глядят! 
Всех стран – глаза, со всей земли – 
Глаза, и синие твои 
Глаза, в которые гляжусь: 
В глаза, глядящие на Русь. (« Стихи к сыну») 
Рябину 
20 Две руки – и вот одна из них За ночь оказалась лишняя. («Две руки, легко опущенное») С Новым Годом, Лебединый стан! Славные обломки! С Новым Годом – по чужим местам – Воины с котомкой! («С новым годом, лебединый стань») Дитя мое… Мое? Ее – Дитя! То самое былье, Которым порастает быль. Землицу, стершуюся в пыль, Ужель ребенку в колыбель Нести в трясущихся горстях: «Русь – этот прах, чти – этот прах!» От неиспытанных утрат – Иди – куда глаза глядят! Всех стран – глаза, со всей земли – Глаза, и синие твои Глаза, в которые гляжусь: В глаза, глядящие на Русь. (« Стихи к сыну») Рябину 21 
 
рубили 
Зорькою. 
Рябина –  
Судьбина 
Горькая. 
Рябина –  
Седыми 
Спусками. 
Рябина! 
Судьбина 
Русская. (« Рябину рубили») 
Простите меня, мои горы! 
Простите меня, мои реки! 
Простите меня, мои нивы! 
Простите меня, мои травы!» 
Мать – крест надевала солдату, 
Мать с сыном прощались навеки… 
И снова из сгорбленной хаты: 
«Простите меня, мои реки!» («Простите меня, мои горы») 
Понял ты, что жизнь иль смех, иль бред, 
21 рубили Зорькою. Рябина – Судьбина Горькая. Рябина – Седыми Спусками. Рябина! Судьбина Русская. (« Рябину рубили») Простите меня, мои горы! Простите меня, мои реки! Простите меня, мои нивы! Простите меня, мои травы!» Мать – крест надевала солдату, Мать с сыном прощались навеки… И снова из сгорбленной хаты: «Простите меня, мои реки!» («Простите меня, мои горы») Понял ты, что жизнь иль смех, иль бред, 22 
 
Ты ушёл, сомнений не тревожа… 
Ты ушёл… Ты мудрый был, Серёжа! 
В мире грусть. У Бога грусти нет! (« Серёжа») 
Хорошо, коль из ружья метко целятся, 
Хорошо, коли братья верно делятся, 
Коли сокол в мужья метит – девице… 
Плясовница только я, да свирельница. 
Коль похожа на жену – где повойник мой? 
Коль похожа на вдову – где покойник мой? 
Коли суженого жду – где бессонница? 
Царь-Девицею живу, беззаконницей (« Коли милым назову, не соскучишься) 
Почему ты плачешь? – Так. – 
Плакать так смешно и глупо. 
Зареветь, не кончив супа! 
Отними от глаз кулак! 
Если плачешь, есть причина. 
Я отец, и я не враг. 
Почему ты плачешь? – Так. – 
Ну какой же ты мужчина? 
Отними от глаз кулак! 
22 Ты ушёл, сомнений не тревожа… Ты ушёл… Ты мудрый был, Серёжа! В мире грусть. У Бога грусти нет! (« Серёжа») Хорошо, коль из ружья метко целятся, Хорошо, коли братья верно делятся, Коли сокол в мужья метит – девице… Плясовница только я, да свирельница. Коль похожа на жену – где повойник мой? Коль похожа на вдову – где покойник мой? Коли суженого жду – где бессонница? Царь-Девицею живу, беззаконницей (« Коли милым назову, не соскучишься) Почему ты плачешь? – Так. – Плакать так смешно и глупо. Зареветь, не кончив супа! Отними от глаз кулак! Если плачешь, есть причина. Я отец, и я не враг. Почему ты плачешь? – Так. – Ну какой же ты мужчина? Отними от глаз кулак! 23 
 
Что за нрав такой? Откуда? 
Рассержусь, и будет худо! 
Почему ты плачешь? – Так. («Так») 
Где-то кормчий наклоняется к рулю, 
Кто-то бредит о короне и жезле, 
Чьи-то губы прошептали: не люблю, 
Чьи-то локоны запутались в петле. 
Где-то свищут, где-то рыщут по кустам, 
Где-то пленнику приснились палачи, 
Там, в ночи, кого-то душат, там 
Зажигаются кому-то три свечи. («Полночь») 
вой восторженный бред, светом розовых люстр золоченный, 
Будет утром смешон. Пусть его не услышит рассвет! 
Будет утром – мудрец. Будет утром - холодный ученый 
Тот, кто ночью – поэт. 
Как могла я, лишь ночью живя и дыша, как могла я 
Лучший вечер отдать на терзанье январскому дню? 
Только утро виню я, прошедшему вздох посылая, 
Только утро виню! (« Плохое оправданье») 
Таких обещаний я знаю бесцельность, 
23 Что за нрав такой? Откуда? Рассержусь, и будет худо! Почему ты плачешь? – Так. («Так») Где-то кормчий наклоняется к рулю, Кто-то бредит о короне и жезле, Чьи-то губы прошептали: не люблю, Чьи-то локоны запутались в петле. Где-то свищут, где-то рыщут по кустам, Где-то пленнику приснились палачи, Там, в ночи, кого-то душат, там Зажигаются кому-то три свечи. («Полночь») вой восторженный бред, светом розовых люстр золоченный, Будет утром смешон. Пусть его не услышит рассвет! Будет утром – мудрец. Будет утром - холодный ученый Тот, кто ночью – поэт. Как могла я, лишь ночью живя и дыша, как могла я Лучший вечер отдать на терзанье январскому дню? Только утро виню я, прошедшему вздох посылая, Только утро виню! (« Плохое оправданье») Таких обещаний я знаю бесцельность, 24 
 
Я знаю тщету. 
– Письмо в бесконечность 
– Письмо в беспредельность. – 
Письмо в пустоту («Осыпались листья») 
Ибо не ведающим лет 
– Спи!- головокруженье нравится. 
Не вычитав моих примет, 
Спи, нежное мое неравенство! 
Спи.- Вымыслом останусь, лба 
Разглаживающим неровности («Светло – серебряная цвель») 
Не спрошу себя: Кто ж он? 
Все расскажут – твои губы! 
Только днем объятья грубы, 
Только днем порыв смешон («Новолунье») 
Не поцеловали – приложились. 
Не проговорили – продохнули. 
Может быть – Вы на земле не жили, 
Может быть – висел лишь плащ на стуле. («Не поцеловали, приложились») 
Сдайся! Ведь это совсем не сказка! 
– Сдайся! – Стрела, описавши круг… 
24 Я знаю тщету. – Письмо в бесконечность – Письмо в беспредельность. – Письмо в пустоту («Осыпались листья») Ибо не ведающим лет – Спи!- головокруженье нравится. Не вычитав моих примет, Спи, нежное мое неравенство! Спи.- Вымыслом останусь, лба Разглаживающим неровности («Светло – серебряная цвель») Не спрошу себя: Кто ж он? Все расскажут – твои губы! Только днем объятья грубы, Только днем порыв смешон («Новолунье») Не поцеловали – приложились. Не проговорили – продохнули. Может быть – Вы на земле не жили, Может быть – висел лишь плащ на стуле. («Не поцеловали, приложились») Сдайся! Ведь это совсем не сказка! – Сдайся! – Стрела, описавши круг… 25 
 
– Сдайся! – Еще ни один не спасся 
От настигающего без рук («Не чернокнижница») 
Бродят шаги в опечаленной зале, 
Бродят и ждут, не идут ли в ответ. 
«Всё заживает», мне люди сказали… 
Вечером – нет. («Памятью сердца») 
Память о Вас – лёгким дымком, 
Синим дымком за моим окном. 
Память о Вас – тихим домком. 
Тихий домок – Ваш – под замком. («Память о вас – лёгким дымком») 
Яркой выразительностью обладает  прием повтора в нейтрализации 
лирики Ахматову. Ахматова использует этот прием  в разных циклах при 
изображение ситуаций, чтобы с наибольшей глубиной выразить состояние. 
Поэт использует  описание фигуру соединения со значением сложение 
качеств, признаков действий до общего целого. 
Принесли мы Смоленской заступнице,  
Принесли Пресвятой Богородице  
На руках во гробе серебряном  
Наше солнце, в муке погасшее, – 
 Александра, лебедя чистого. («А смоленская нынче именница») 
 
25 – Сдайся! – Еще ни один не спасся От настигающего без рук («Не чернокнижница») Бродят шаги в опечаленной зале, Бродят и ждут, не идут ли в ответ. «Всё заживает», мне люди сказали… Вечером – нет. («Памятью сердца») Память о Вас – лёгким дымком, Синим дымком за моим окном. Память о Вас – тихим домком. Тихий домок – Ваш – под замком. («Память о вас – лёгким дымком») Яркой выразительностью обладает прием повтора в нейтрализации лирики Ахматову. Ахматова использует этот прием в разных циклах при изображение ситуаций, чтобы с наибольшей глубиной выразить состояние. Поэт использует описание фигуру соединения со значением сложение качеств, признаков действий до общего целого. Принесли мы Смоленской заступнице, Принесли Пресвятой Богородице На руках во гробе серебряном Наше солнце, в муке погасшее, – Александра, лебедя чистого. («А смоленская нынче именница») 26 
 
Буду черные грядки холить, 8 
Ключевой водой поливать; 
 Полевые цветы на воле, 
 Их не надо трогать и рвать.  
Пусть их больше, чем звезд зажженных  
В сентябрьских небесах, – 
 Для детей, для бродяг, для влюбленных  
Вырастают цветы на полях.  
А мои – для святой Софии  
В тот единственный светлый день,  
Когда возгласы литургии  
Возлетят под дивную сень. 
 И, как волны приносят на сушу  
То, что сами на смерть обрекли,  
Принесу покаянную душу 
И цветы из Русской земли. 
Так отравивший воду родника 
Для вслед за ним идущего в пустыне 
Сам заблудился и, возжаждав сильно, 
                                                           
8 Анна Ахматова - Собрание сочинений в шести томах, издательство «Эллис Лак», М., 1998- 2005. 
26 Буду черные грядки холить, 8 Ключевой водой поливать; Полевые цветы на воле, Их не надо трогать и рвать. Пусть их больше, чем звезд зажженных В сентябрьских небесах, – Для детей, для бродяг, для влюбленных Вырастают цветы на полях. А мои – для святой Софии В тот единственный светлый день, Когда возгласы литургии Возлетят под дивную сень. И, как волны приносят на сушу То, что сами на смерть обрекли, Принесу покаянную душу И цветы из Русской земли. Так отравивший воду родника Для вслед за ним идущего в пустыне Сам заблудился и, возжаждав сильно, 8 Анна Ахматова - Собрание сочинений в шести томах, издательство «Эллис Лак», М., 1998- 2005. 27 
 
Источника во мраке не узнал. 
Он гибель пьет, прильнув к воде прохладной, 
Но гибелью ли жажду утолить? (« В тот давний год, когда….») 
Буду с милыми есть голубой виноград,  
Буду пить ледяное вино  
И глядеть, как струится седой водопад  
На кремнистое влажное дно. («Заболеть бы как следует в жгучем бреду») 
Заплаканная осень, как вдова9  
В одеждах черных, все сердца туманит...  
Перебирая мужчины слова,  
Она рыдать не перестанет.  
И будет так, пока тишайший снег  
Не сжалится над скорбной и усталой...  
Забвенье боли и забвенье нег –  
За это жизнь отдать не мало. 
Далеко в лесу огромном, 
 Возле синих рек,  
Жил с детьми в избушке темной  
                                                           
9 Анна Ахматова - Собрание сочинений в шести томах, издательство «Эллис Лак», М., 1998- 2005. 
 
27 Источника во мраке не узнал. Он гибель пьет, прильнув к воде прохладной, Но гибелью ли жажду утолить? (« В тот давний год, когда….») Буду с милыми есть голубой виноград, Буду пить ледяное вино И глядеть, как струится седой водопад На кремнистое влажное дно. («Заболеть бы как следует в жгучем бреду») Заплаканная осень, как вдова9 В одеждах черных, все сердца туманит... Перебирая мужчины слова, Она рыдать не перестанет. И будет так, пока тишайший снег Не сжалится над скорбной и усталой... Забвенье боли и забвенье нег – За это жизнь отдать не мало. Далеко в лесу огромном, Возле синих рек, Жил с детьми в избушке темной 9 Анна Ахматова - Собрание сочинений в шести томах, издательство «Эллис Лак», М., 1998- 2005. 28 
 
Бедный дровосек. 
 Младший сын был ростом с пальчик, –  
Как тебя унять,  
Спи, мой тихий, спи, мой мальчик,  
Я дурная мать.  
Долетают редко вести  
К нашему крыльцу,  
Подарили белый крестик  
Твоему отцу.  
Было горе, будет горе,  
Горю нет конца,  
Да хранит святой Егорий  
Твоего отца. («Колыбельная») 
Путник милый, ты далече, 
 Но с тобою говорю. 
 В небесах зажглися свечи  
Провожающих зарю 
Путник милый,  
в город дальний  Унеси мои слова,  
Чтобы сделался печальней  
28 Бедный дровосек. Младший сын был ростом с пальчик, – Как тебя унять, Спи, мой тихий, спи, мой мальчик, Я дурная мать. Долетают редко вести К нашему крыльцу, Подарили белый крестик Твоему отцу. Было горе, будет горе, Горю нет конца, Да хранит святой Егорий Твоего отца. («Колыбельная») Путник милый, ты далече, Но с тобою говорю. В небесах зажглися свечи Провожающих зарю Путник милый, в город дальний Унеси мои слова, Чтобы сделался печальней 29 
 
Тот, кем я еще жива. («Путник милый, ты далече») 
Я девушку печальную тогда: 
 «Скажи, скажи, зачем угасла память  
И, так томительно лаская слух,  
Ты отняла блаженство повторенья?..» 
 И только раз, когда я виноград 
 В плетеную корзинку собирала,  
А смуглая сидела на траве,  
Глаза закрыв и распустивши косы,  
И томною была и утомленной 
 От запаха тяжелых синих ягод  
И пряного дыханья дикой мяты,–  
Она слова чудесные вложила 
 В сокровищницу памяти моей,  
И, полную корзину уронив,  
Припала я к земле сухой и душной, 
 Как к милому, когда поет любовь. («Эпические мотивы») 
Я гибель накликала милым,  
И гибли один за другим.  
О, горе мне! Эти могилы 
29 Тот, кем я еще жива. («Путник милый, ты далече») Я девушку печальную тогда: «Скажи, скажи, зачем угасла память И, так томительно лаская слух, Ты отняла блаженство повторенья?..» И только раз, когда я виноград В плетеную корзинку собирала, А смуглая сидела на траве, Глаза закрыв и распустивши косы, И томною была и утомленной От запаха тяжелых синих ягод И пряного дыханья дикой мяты,– Она слова чудесные вложила В сокровищницу памяти моей, И, полную корзину уронив, Припала я к земле сухой и душной, Как к милому, когда поет любовь. («Эпические мотивы») Я гибель накликала милым, И гибли один за другим. О, горе мне! Эти могилы 30 
 
Предсказаны словом моим. («Я гибель накликала милым...») 
Таким образом, специфика Цветаевский лирики заключаются прежде всего в 
её повторичности в которой важнейшими является разрешенность идейных и 
духовных конфликтов в её личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                             
 
 
 
       
30 Предсказаны словом моим. («Я гибель накликала милым...») Таким образом, специфика Цветаевский лирики заключаются прежде всего в её повторичности в которой важнейшими является разрешенность идейных и духовных конфликтов в её личности. 31 
 
 
Заключение 
Стилистическое использование повторов характеризует лишь один из 
уровней  системы повторичности в творчестве Ахматовы и Цветаевой,  
которая столь сложно и  разнообразна потому, что является воплощением 
одного из основных творческих принципов поэтесс – принцип выделения 
обусловленного особенностями мировосприятия, творческого мышления, 
художественного метода Ахматовы и Цветаевой, отражающегося во всех 
элементах художественной структурой их лирики. 
 
 
 
 
 
Большинство исследователей признают, что повтор и его различные 
виды являются ценным средством аффективного выделения, в связи с чем его 
основными 
функциями 
считаются 
усилительно-выделительная 
и 
экспрессивно-эмотивная. Повтору отводится важнейшая роль в формировании 
эмоциональной тональности художественного произведения. 
 
Принцип повтора, проявляющийся на всех уровнях текстовой 
организации, выступает как один из важнейших принципов, обеспечивающих 
структурно-смысловое единство, целостность текстового пространства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
По мнению 
Д. 
Гройновски, 
повторы 
как 
значимые 
конструктивные 
элементы 
систематизируют текст и формируют его структуру, маркируют все основные 
этапы наррации. Он подчеркивает, что роль повтора тем важнее, чем сложнее 
для понимания кажется текст. 
 
 
 
 
31 Заключение Стилистическое использование повторов характеризует лишь один из уровней системы повторичности в творчестве Ахматовы и Цветаевой, которая столь сложно и разнообразна потому, что является воплощением одного из основных творческих принципов поэтесс – принцип выделения обусловленного особенностями мировосприятия, творческого мышления, художественного метода Ахматовы и Цветаевой, отражающегося во всех элементах художественной структурой их лирики. Большинство исследователей признают, что повтор и его различные виды являются ценным средством аффективного выделения, в связи с чем его основными функциями считаются усилительно-выделительная и экспрессивно-эмотивная. Повтору отводится важнейшая роль в формировании эмоциональной тональности художественного произведения. Принцип повтора, проявляющийся на всех уровнях текстовой организации, выступает как один из важнейших принципов, обеспечивающих структурно-смысловое единство, целостность текстового пространства. По мнению Д. Гройновски, повторы как значимые конструктивные элементы систематизируют текст и формируют его структуру, маркируют все основные этапы наррации. Он подчеркивает, что роль повтора тем важнее, чем сложнее для понимания кажется текст. 32 
 
 
 
32